Квалификация клиента | в автоворонке

Квалификация клиента — это процесс оценки и анализа потенциального клиента, чтобы определить, насколько он соответствует критериям целевой аудитории и готов совершить покупку. Это помогает продавцу эффективно распределять ресурсы, сосредотачиваясь на клиентах, которые с высокой вероятностью могут стать покупателями. Квалификация клиента необходимый этап после получения контактов потенциальных покупателей и составления текущей базы.

Цели квалификации клиента

  • Определение потребностей клиента: Понять, какие проблемы или задачи клиента может решить ваш продукт или услуга.
  • Проверка платежеспособности: Убедиться, что клиент имеет финансовые возможности для покупки.
  • Оценка уровня интереса: Выявить, насколько клиент заинтересован в вашем предложении.
  • Приоритизация: Сфокусироваться на наиболее перспективных клиентах.

Основные этапы квалификации клиента

  1. Сбор информации
    На этом этапе продавец задаёт вопросы или анализирует данные клиента, чтобы понять его потребности, интересы и возможности.

  2. Анализ соответствия
    Проверяется, насколько запросы клиента совпадают с тем, что предлагает ваша компания.

  3. Оценка готовности к покупке
    Определяется, находится ли клиент на этапе принятия решения или только собирает информацию.

  4. Принятие решения о дальнейшем взаимодействии
    Клиентов можно разделить на:

    • Перспективных (готовых к покупке).
    • Требующих долгосрочной работы (нужно выстраивать доверие).
    • Неподходящих (не соответствует вашему предложению).

Методы квалификации клиента

  • SPIN (ситуация, проблема, извлечение последствий, решение)
    Используется для выявления глубинных потребностей клиента.

  • BANT (бюджет, полномочия, потребности, временные рамки)
    Квалификация на основе анализа бюджета клиента, полномочий для принятия решения, потребностей и срочности.

  • CHAMP (проблемы, полномочия, деньги, приоритет)
    Схож с BANT, но акцент сделан на приоритет клиента.

  • MEDDIC (метрики, экономический покупатель, критерии принятия решения, критерии оценки, идентификация болевых точек, процесс покупки)
    Более детальный метод, используемый для сложных сделок.

Квалификация клиента в 2025 году | с помощью анкеты

Главная задача – выявить целевую аудиторию, реальных покупателей продукта, а также понять, кто не является вашим клиентом, на кого не стоит тратить время.

Для квалификации потенциального клиента отправьте в письме с лид-магнитом ссылку на анкету из 5-7 вопросов.

Что спрашивать? Например, для нашей компании важны сфера бизнеса, выручка в месяц, количество менеджеров в отделе продаж.

А какие параметры важны для вашей сферы? Определите и придумайте актуальные вопросы. Также обязательно включите вопрос, какую проблему хочет решить ваш клиент.

Заполненная анкета поможет:

  1. понять, кто является «горячим» клиент, кто готов идти на контакт, кого вы уже зацепили;
  2. сделать предложение максимально релевантное потребностям и бюджету клиента;
  3. сразу отложить не ваших клиентов;
  4. сократить длину сделки;
  5. получить информацию, которую можно использовать для дальнейшей настройки системы допродаж.

Как заставить человека заполнить анкету? Квалификация клиента в продажах состоится, если мотивировать человека. Пообещайте приятный бонус, ценность которого в разы выше, чем 3 минуты, потраченные на заполнение анкеты.

Данные по квалификации клиента должны автоматически попадать в amosrm или другую SRM-систему — в карточку сделки по конкретному клиенту.

Пример вопросов для квалификации:

  • Ситуация: Какие задачи вы сейчас решаете?
  • Проблема: С какими сложностями вы сталкиваетесь?
  • Потребности: Что для вас наиболее важно при выборе решения?
  • Бюджет: Какой бюджет вы планируете выделить?
  • Сроки: Когда вы планируете принять решение?
  • Полномочия: Кто в вашей компании принимает решение о покупке?

Пример использования квалификации клиента

Менеджер по продажам в компании, продающей CRM-системы, на этапе квалификации клиента может задать такие вопросы:

  • Сколько у вас сотрудников?
  • Как вы сейчас ведёте базу клиентов?
  • Что вам важно в системе управления продажами?
  • Кто в компании отвечает за выбор CRM?
  • Какой у вас бюджет?

Если клиент отвечает, что их база клиентов велика, текущие процессы неэффективны, а внедрение CRM является приоритетом, то это перспективный клиент. Если же клиент не готов к изменениям или у него отсутствует бюджет, то такие контакты переносятся на низкий приоритет.

Квалификация помогает не только оптимизировать усилия менеджеров, но и повысить вероятность успешного закрытия сделки.