Abc/xyz — это возможность ранжировать товары и клиентов по значимости. В основе abc/xyz анализа заложен принцип итальянского экономиста Вильфредо Парето, суть которого в том, что 20% усилий дают 80% результата.
Abc/xyz
При проведении abc/xyz анализа наиболее распространена модель, где исследуемое значение (ассортимент, клиенты, поставщики и т.д.) делятся на группы (занимает долю 80%), B (15%), C (5%).
Соответственно, в первой группе «сидят» самые значимые клиенты, которые покупают много, или товары, которые пользуются спросом. Во второй группе – те, где есть потенциал, но надо где-то подтянуть. А вот третья группа требует пересмотра отношений, вплоть до разрыва отношений или снятия с производства/продаж.
Задача xyz анализа посмотреть стабильность продаж товара или закупок определенным клиентом. Анализируемый показатель также делится на три группы.
Результаты такого анализа должны стать основной для принятия стратегических решений.